Требование Минфина по поэтапному повышению минимального размера уставного капитала азербайджанских страховых компаний вступило в силу с января 2002 года. Примерно за полгода до этого прошла информация о том, что вопрос дальнейшего повышения требований к страховщикам будет обсуждаться ко времени или сразу после окончания процесса увеличения минимального капитала компаний, назначенного на 1 января 2004 г.
Зеркало, Баку,
9 октября 2003 г.
Перейти от количественного роста к качественному 968 просмотров
Страховщики больше не будут искать дополнительные средства. Пора приступить к самосовершенствованию.
Требование Министерства финансов по поэтапному повышению минимального размера уставного капитала страховых компаний (до 2 млрд. манатов) вступило в силу с января 2002 года, когда этот нормативный показатель рынка страхования для каждого участника должен был составить не менее 500 млн. манатов. Примерно за полгода до этого, на момент объявления новой программы действующей, прошла информация о том, что вопрос дальнейшего повышения нормативных требований к страховщикам будет обсуждаться ко времени или сразу после окончания данного процесса увеличения минимального капитала СК, назначенного на 1 января 2004 года, когда капитал компаний должен будет составлять 2 млрд. манатов. Здесь нелишне будет напомнить, что уставной капитал - это один из важных показателей состояния страховой компании, и более того, ее бизнес-потенциала. В действующем законе "О страховании" оговорено, что от размера УК зависит величина специального обеспечения компании (не ниже 10% от капитала), сумма взятых на себя обязательств (не менее 16% от собственных средств СК), максимальный объем обязательства по одному договору (не более 10%) и так далее, вплоть до необходимости увязывать с размером капитала объем рисков, переданных на перестрахование. Проще говоря, чем больше величина уставного капитала страховой компании, тем шире ее возможности, а в глобальном смысле - перспективы всего рынка. Не вдаваясь глубоко в историю, вспомним, что три года назад требования к УК были увеличены до 200 млн. манатов, и это привело к отзыву 7 лицензий. Нынешний раунд повышения нормативных требований привел к примерно 30%-му снижению числа действующих СК, как и прогнозировалось страховыми специалистами. Вопреки ожиданиям, массового слияния компаний не произошло, что можно объяснить тем, что за редким исключением ликвидированные СК не играли на страховом рынке, так что амбиций особенных не имели. Точно так же и маленький удельный вес их присутствия на рынке не повлек особых сожалений по поводу ликвидации. Последний фактор достаточно показателен: на азербайджанском страховом рынке менее половины компаний собирают более 90% всех страховых премий. Остальные, по большому счету, вовсе не имеют права на существование. Рассуждая логически, кто-то из них может вести работу безупречно с профессиональной точки зрения, и даже предлагать низкие по сравнению с остальными компаниями тарифы. Однако главная цель функционирования СК - это именно большой объем собранных премий, готовность провести выплаты своевременно и инвестировать в экономику полученные средства. В этом свете нет ничего страшного, "если кто-то кое-где у нас порой" использует обходные пути, в первую очередь личные связи, для получения того или иного клиента или контракта - хотя в крайности, граничащие с нарушением азербайджанского законодательства или человеческой этики (в смысле, прибегать к коррупционным методам), недопустимы. Для борьбы с этой проблемой (кстати, встречающееся практически всюду в нашей стране) простое повышение требований к капиталу будет нерезультативным. На страховом рынке необходимо выдвигать иные нормативы и требования, направленные на его "облагораживание". Кроме работ по стабилизации финансового состояния участников страхового рынка, носящих косметический характер, требуется создать страховую этику - не добровольно, конечно, а в законодательном порядке, и что будет труднее - соблюдать ее на всех уровнях, вплоть до самого верха. А пока что проект очередного повышения нормативных требований Министерства финансов к уставному капиталу страховщиков ожидает своего часа. По сообщениям информагентств, данный вопрос будет рассматриваться не ранее начала 2004 года, то есть анализ необходимости дальнейшего роста УК будет приниматься по получении результатов поэтапного повышения капитала, происходящего сейчас. Охотно соглашусь, что минимум УК в 2 млрд. манатов для действующих страховых компаний - сумма слишком маленькая и ограничивает ее возможности (см. выше). Капитал в 5 млрд. манатов, по нормативным требованиям к новым СК, более приближен к реальности - считают страховые эксперты. Однако доверие к компании потенциального потребителя ее услуг должно основываться вовсе не на величине ее капитала - этот фактор важен для клиентов-юридических лиц, а население будет интересовать высокий имидж компании. Популярность страховщикам приносит обычно реклама - но несомая ею информация является субъективной - и независимая оценка важнейших параметров СК. Последнего преимущества отечественный страховой рынок не имеет. На отсутствие рейтинга многие специалисты указывают как на результат отсутствия интереса к страхованию у физических лиц. Но если вопрос, что появилось раньше - курица или яйцо - никем еще не решен, в нашем случае все же приходится подозревать, что пассивность насления является следствием, а не причиной невнимания участников рынка к работе по повышению авторитета страхования. Что же касается очередного повышения Минфином минимальных требований к уставному капиталу, то несмотря на то, что до окончания работы, проводимой в этом направлении сейчас, осталось менее трех месяцев, проект новых нормативных требований не подготовлен. Надо ли на этом основании полагать, что повышения УК больше производиться не будет, а система займется качественной наладкой страхового рынка? Е.СТАРОСТИНА
Вся пресса за 9 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|